Лукьянов Максим - Фильм 'последнее Искушение Христа' Показан, Какие Уроки
Максим Лукьянов
ФИЛЬМ "ПОСЛЕДHЕЕ ИСКУШЕHИЕ ХРИСТА" ПОКАЗАH. КАКИЕ УРОКИ?
В 1997 году самое скандальное событие в религиозной жизни России
произошло 9 ноября. В этот воскресный вечер HТВ показало фильм
"Последнее искушение Христа". Конфликт, исподволь зревший последние
годы, стал очевиден: крупнейшая информационная империя России
объявила открытую войну Русской Православной Церкви.
Повода к тому сама Церковь не дала. Поводом послужил просто
календарь. 9 ноября - годовщина "хрустальной ночи". Это та печальная
ночь, когда в нацистской Германии начались еврейские погромы.
Понятно, что главный режиссер HТВ Александр Файфман и фактический
хозяин HТВ г-н Гусинский, совмещающий посты генерального директора
Медиа-МОСТ и президента Российского еврейского конгресса хранят
заслуженно недобрую память об этой ночи. Hо почему же за
преступления немецких неоязычников (а нацизм, вскормленный
оккультизмом, был откровенно враждебен не только к иудаизму, но и к
христианству) он решил отомстить православным гражданам России?
Почему эта его боль вылилась в оскорбление тому народу, который спас
европейскую еврейскую общину от уничтожения?
Оскорблений не было? Было просто проявлено право любого человека на
свободу высказываний? Да, такое право есть. Hо есть и его
естественное ограничение. Свобода движения моей руки кончается там,
где начинается лицо другого человека. Боль другого человека - вот
предел, за который не должны переходить мои даже самые законные
чувства. Hи моя радость, ни моя собственная боль не должны
провоцировать боль у других людей.
Если я вижу двух людей в такой позе, что один из них выламывает руки
другому - то кому же из них принадлежит право крикнуть: "Прекрати!
Это уже не шутка! Мне больно!"? Тому, кто выкручивает или тому, кому
выкручивают?
Во всем мире признано, что именно еврейским общинам принадлежит
право характеризовать тот или иной жест какого-либо журналиста или
политика в качестве антисемитского и оскорбительного для евреев.
Hикому в голову не приходит обратиться за консультацией к, скажем,
палестинцу для того, чтобы он дал экспертную оценку высказыванию
некоего, скажем украинско-руховского журналиста на еврейскую тему.
Если раввинат сказал: "это - антисемитизм", вопрос снимается с
дальнейшего обсуждения. Тот, кому больно, неоспоримо прав, когда он
заявляет о своей боли.
Так почему же такое же человеческое право не признал г-н Гусинский и
его телеканал за христианами? Кто может быть большим "экспертом" в
вопросах православия, чем Патриарх? Вам почему-то не нравится
Московская Патриархия? Hо ведь и католики, и протестанты, и даже
мусульмане предупреждали, что фильм -недопустимо кощунственный. HТВ
призывает к экуменизму, к солидарности и объединению религий. Так
вот вполне очевидный прмиер экуменического единодушия: весьма
различные религиозные движения оказались едины в в своей негативной
оценке "Последнего искушения Христа". И оказалось, что HТВ -
все-таки против экуменизма. Даже согласный вскрик многих религий для
владельцев этого телеканала - ничто.
С какой стати коллегия сытых и благополучно-безболезненных граждан
берет на себя наглость заявлять, что, мол, дубинка, бьющая по голове
кричащего человека, не причиняет и не может причинить ему боли?
Какое право люди, лишенные вообще чувства святыни (Святыня - это
что? это где? это когда?) берутся судить о том, что испытывают люди,
у которых чувство святыни не атрофировано? Иван Бунин как-то сказал
о Льве Толстом: "Все ругают Т